17 сент. 2012 г.

Рак

Речной рак — удивительное создание природы: пла­вает задом наперед, желудок у него почему-то располо­жен в... голове, потеряет на охоте руку-клешню, глядь, а у него другая отросла. От глаз до хвоста в панцирь закован, а когда он ему тесен становится, берет и сбрасывает его как ни в чем не бывало, за сезон мо­жет два-три раза в обновке походить, а молодежь и вовсе по пять-шесть раз линяет — растет быстро. Живет в воде, а норы роет с выходом на берег. Другие мечут икру в воду, а рачиха всю зиму икру, а позже и ма­леньких рачат с собой под хвостом носит. В реке он — гигант, а в море — лилипут. Крупнейший из пресновод­ных ракообразных, однако, не так уж и велик — в длину около двадцати сантиметров. Рядом с ним пла­вают рачки-крошки, размеры которых меньше милли­метра. В море же водятся десятиногие раки — омары, например, которые достигают восьмидесяти сантимет­ров. Но японский краб, пожалуй, самый длинноногий: у него расстояние между когтями вытянутых в стороны средних ног равняется двум метрам!
  

Речной рак, хоть и плавает хвостом вперед, в воде чувствует себя свободно, неплохо охотится. При возник­новении  опасности  старается  побыстрей  удрать в  укромное местечко, сам не нападает, а, застигнутый вра­сплох, выставляет вперед грозные клешни и начинает обороняться, пятясь назад. Живет в норах, меж кам­ней, в старых заброшенных автомобильных покрышках; на зимовку забирается под коряги, закапывается в ил, заползает в расщелины. В этих же укрытиях он про­водит весь день и только ночью выходит на поиски пищи.
Раки довольно чувствительны к чистоте воды. В Заветинском районе мне однажды пришлось наблюдать массовый переход раков из пруда с застоявшейся во­дой в речку Джурак, где вода, питавшаяся подземны­ми родничками, была куда чище и свежее. Раки первы­ми начинают гибнуть и в водоемах, отравленных ядо­химикатами. Требовательны они и к содержанию кис­лорода в воде, при его падении выползают на берег. Но колебания температуры от четырех до тридцати двух градусов переносят. Наибольшие их скопления бывают на глубине от пяти до восемнадцати метров. Несколько десятков лет назад в водоемах Дона, в реке Сал их насчитывали до тысячи семисот семидесяти штук на гектаре. Сейчас концентрация в самом Доне незначительна и колеблет­ся от сорока до ста двадцати штук на гектаре, хотя еще в 1974 году под станицей Елизаветинской обнаруживали по тысяче сто — тысяче двести раков на гектаре.
Молодь раков обычно держится у берега на глуби­не от двадцати до сорока сантиметров, в зарослях нит­чатки и другой мягкой растительности (до двадцати штук на квадратном метре). Подрастая, рачки уходят на глубину, созревают на третьем-четвертом году жиз­ни.  Самцы в донских водоемах линяют два раза, сам­ки, которые участвовали в размножении — один раз; молодь — пять-шесть раз за сезон! Средняя длина про­мысловых раков теперь одиннадцать-двенадцать санти­метров.

Уменьшение запасов раков за последние десятиле­тия связано с нарушением гидрологического режима и загрязнением водоемов химическими веществами, а так­же их переловом. Основными рако-промысловыми регионами в Ростовской области в на­стоящее время являются Сал и Усть-Манычское водо­хранилище. Хотя, сейчас, на рынках Ростова, практически и не встретишь местного рака, в основном привозной с Краснодарского края. Можно обнаружить и «иностранцев» из Азербайджана, с Байкала, с Урала…
Раки не только деликатес на праздничном столе, они имеют особую пищевую ценность, пользуются боль­шим спросом на внутреннем и внешнем рынках.

1 комментарий:

  1. Hello very nice ωеb sіte!!
    Man .. Eхcellent .. Wonderful .. Ι'll bookmark your website and take the feeds also? I am satisfied to seek out numerous helpful info right here in the post, we need develop extra techniques in this regard, thanks for sharing. . . . . .

    Here is my webpage - payday loans

    ОтветитьУдалить