29 авг. 2012 г.

Щука

Взрослая щука может и водоплавающую живность проглотить, а если пищи мало — и своего сородича, не моргнув глазом. Это прямо-таки крокодил речной, живая торпеда! Подвижные глаза дают ей возможность, не двигаясь в засаде, хорошо видеть, что творится и сверху, и по сторонам. Уже по внешнему виду можно судить о ее проворстве и хищности: туловище длинное, покрыто мелкой чешуей, голова большая, приплюснутая, с широко открывающимся ртом, буквально утыканным острыми зубами. Окраска темная, с преобладанием зеленых, бурых и желтых оттенков (что позволяет незаметно маскироваться в зарослях); бока пятнистые или полосатые, беловатое брюхо усеяно серыми крапинками; непарные плавники серые с каймой, а парные имеют теплый оранжевый оттенок. Но наряд во многом зависит от растительности, цвета дна и воды. С годами даже светлая щука становится темнее. И в наше время еще ловят щук длиною в полтора и более метров, весом в тридцать — тридцать пять килограммов.
Самой крупной долгое время считали щуку императора Фридриха II Барбароссы, пущенную им, как значилось на кольце, в 1230 году в озеро близ Хайльбронна и пойманную неводом в 1597 году. Через двести пятьдесят семь лет! Рыба, говорится в описании, оказалась совершенно белой. Весила она сто сорок килограммов при длине в пять метров семьдесят сантиметров.
Под  Москвой при чистке прудов (в конце позапрошлого столетия. — Г. Г.) была поймана трехаршинная щука с золотым кольцом в жаберной крышке с надписью: «Посадил царь Борис Федорович». История правдоподобная, но скорее всего и она является лишь рыбацкой сказкой.
В 1979 году в Великобритании была издана «Кадастровая книга гигантских щук» с множеством фотопортретов хищниц. Сюда попали сообщения о выловленных щуках-гигантах массой в четырнадцать и более килограммов. Русская рекордсменка в тридцать четыре килограмма была поймана в озере Ильмень в 1930 году.
Щука способна выметывать до миллиона икринок! (Сазан — до полутора, а луна-рыба — до трехсот миллионов!) Казалось бы, эти рыбы должны заполонить все подводное царство, но ничего подобного не происходит. Несметное количество икринок гибнет в первые же часы появления на свет, остаются неоплодотворенными, обсыхают на растениях и берегах после спада воды, их десятками, сотнями тысяч поедают рыбы и... сами «родители».
Хоть и отменные охотницы, щуки при этом домоседки, имеющие свои владения. Они ловко прячутся и маскируются в подводных зарослях, среди коряг, под обрывами и нависшими кустами на облюбованной территории и готовы в любой момент броском кинуться из своей засады на жертву и схватить ее широченной пастью, утыканной острыми, повернутыми вовнутрь зубами. В считанные секунды в желудке может оказаться рыба, лягушка, ондатра, утенок или гусенок, змея... Щука избегает мутной воды и быстрого течения, не любит солнечных лучей, бьющих в глаза. О зубах щуки следует сказать особо. Нижняя челюсть ее заметно выдается вперед, зубы на ней разного размера и служат для захвата и удержания жертвы; остальные — более мелкие, острыми концами направлены к глотке и — что самое интересное! — подвижны: могут погружаться и совсем прятаться в слизистую оболочку, покрывающую кости. Схватила щука добычу — зубы утопают и пища свободно проходит в глотку, но стоит ей встрепенуться, попытаться вырваться из пасти хищника, как зубы тут же приподнимаются, выходят из своих укрытий и впиваются в жертву (кстати, добычу щука заглатывает только с головы). Какой совершенный механизм! И еще одна примечательная особенность: зубы на нижней челюсти постоянно меняются — охотничье оружие должно быть в исправном состоянии! Когда рабочий зуб стареет и выходит из строя, на его место становится своим основанием соседний замещающий зуб, сначала он шатается, но затем прочно прирастает к кости. В одно и то же время в пасти могут быть старые рассасывающиеся зубы, отслужившие свой век, крепкие рабочие и совсем еще молодые. Такое состояние зубов у щуки можно наблюдать в разное время года. Но случается и так, что в один сезон начинает обновляться большинство зубов. Тогда щука не проявляет особой активности, избегает брать крупную добычу, если она даже вертится у нее под носом. И тут, чем мельче у вас на крючке живец, тем больше шансов соблазнить временно обезоруженную  хищницу.
Много щуки гибнет от рук браконьеров во время нереста, когда рыба идет на мелководье, шумно плещется и становится легкой добычей: ее нередко бьют острогой, глушат топорами, колют вилами, стреляют из ружей... У нас на Дону нерест щуки начинается в феврале-марте, бой ее проходит у самого берега, в зарослях камыша и куги, там, где вода подтопляет луга и низины, участки выжженного тростника.
Самка плывет впереди, оставляя на полтела пять-восемь сопровождающих самцов. Они прижимаются к ее бокам или плывут сверху. Над водой все время появляются плавники и спины   рыб.   Щуки   трутся   о   подвижную растительность, коряги,  затопленные деревья. В конце икрометания вся стая с шумным плеском бросается в разные стороны, при этом самцы нередко выпрыгивают из воды. На этом все заботы о потомстве заканчиваются...
Молодь растет быстро, если, конечно, есть хорошая кормовая база, и к концу лета щурята могут достигать уже двадцати  пяти  сантиметров.
Жадность щуки послужила поводом одно время считать ее вредной рыбой, были даже строгие рекомендации всеми силами сократить щучье поголовье. Теперь выяснилось, что она питается в основном так называемой сорной, больной и слабой рыбой. Щуку стали охотно выпускать в пруды, чтобы карпы и толстолобики не дремали: там, где есть молодь щуки в нагульных прудах, их продуктивность повышается на сто— сто пятьдесят килограммов с каждого гектара. Выходит, и хищник может пасти рыбу с большой пользой для хозяина! Более того, сегалетки щуки к концу года так вырастают, что тоже идут в продажу. А мясо щуки всегда считалось и вкусным, и полезным.

Комментариев нет:

Отправить комментарий