Стерлядь


Стерлядь в России долгое время была хоть и деликатесной, но достаточно привычной рыбой. Существовал даже такой «промысел»: предприимчивые торговцы покупали у рыбаков по дешевке стерляжью молодь — пиковок, как называли в народе этих остроносых рыбешек, — а затем выпускали ее в пруды, где она быстро подрастала на естественных кормах и не оставляла в накладе своих хозяев. В ту пору считали, что плотным стаям пиковок не будет конца, и усиленно вылавливали рыбок. Но уже в конце XIX века запасы стерляди пошли на убыль, особенно на Волге — стало сказываться загрязнение рек. И все же еще в начале прошлого века уловы составляли от тридцати до сорока тысяч центнеров в год. А потом началось   гидротехническое  строительство...
В наше время стерлядь водится в бассейнах Каспийского, Черного, Азовского морей, редко, но встречается в Балтийском, есть, в Белом море, в сибирских реках Оби и Енисее, По мнению ученых, биология стерляди изучена довольно хорошо: зимует в глубоких речных ямах; весной, в половодье, поднимается вверх по течению и идет на нерестилище; размножается и в самих руслах рек, и на заливаемых паводком каменистых прибрежных грядах. Но до сих пор остается загадкой, какова периодичность ее нереста: одни утверждают, что она мечет икру каждый год, другие — что она размножается с интервалами  в  год-два.
Стерлядь — рыба донная, осторожная, но во время массового лета падёнки она смело поднимается на поверхность, переворачивается на спину и собирает ртом упавших в воду насекомых. И все же основная ее пища — мелкие донные  беспозвоночные,  личинки,  моллюски,  она охотно поедает и отложенную другими рыбами икру, в том числе и своих сородичей — полупроходных осетровых. Живет только в пресных водах рек и лишь по случайности заходит в солоноватые воды. Это самая малая рыба из осетровых. Но чего стоит стерляжья уха! Как говорится, мал золотник, да дорог.
Донская стерлядь едва достигает пятидесяти сантиметров и весит, как правило, килограмм-полтора. Самым везучим рыбакам случается выловить стерлядку килограммов на шесть—восемь, а уж о полутораметровой да килограммов на шестнадцать-восемнадцать, что на памяти наших дедов, или, еще похлеще, по тридцать два килограмма, что бывали в Иртыше, в теперешние времена никто и не слыхивал. И все же, не знаю где как, а на Верхнем Дону и на Хопре стерляжью ушицу еще отведать можно.
Осетровые с давних пор привлекали человека и были желанной добычей. Промысел их уходит своими корнями в глубокую древность. Известно, что еще скифские племена около 2500 лет назад вылавливали этих рыб. Греко-римский писатель XIII века до нашей эры Клавдии Элиан упоминает об огромном озере на земле каспиев, в котором водятся большие остроносые рыбы, достигающие в длину восьми локтей (трех-четырех метров). Из их жира готовят ценную мазь, из внутренностей вываривают прозрачный и прочный клей. Анализ многочисленных археологических материалов показывает, что осетровые в среднем составляли половину улова жителей древних поселении и городищ по берегам Волги, Дона, Кубани, Камы, Оки и других рек.

Комментариев нет:

Отправить комментарий