Шемая


Шахман в переводе с персидского звучит как «царская рыба». А речь идет о шемае — русские по-своему «акклиматизировали» слово из Персии. Казаки же нашли этой удивительной рыбке свое имя — селява, селявка, селявочка... И поныне за нее платят дороже, чем за любую другую рыбу Азовского бассейна, включая осетровую (конечно, если не считать полученную икру).
Шемая  относится к тому же роду-племени, что и уклейка, и они настолько схожи «на лицо», что даже заядлые рыбаки могут их спутать и пренебрежительно швырнуть «царскую» особу в кошелку с сорной рыбой.
Тело у шемаи удлиненное, небольшая головка с верхним ртом, за брюшными плавниками — киль. Чешуя средних размеров, отливающая на солнце нежным синеватым блеском, но чуть слабее, чем у синьца. На боках — темная продольная полоска из пигментных точек.
К примеру, днепровско-азовская, что водится в Кубани, Дону, Северском Донце, Днепре, Буге, заходит в другие речушки и протоки, может достигать и сорока сантиметров! Но это — редкая удача. А вообще-то, как утверждают сами рыбаки, длина шемаи в наших местах до двадцати восьми сантиметров, все — от семидесяти до трехсот сорока двух граммов. Ловили в Дону и шемаю в тридцать сантиметров на четыреста  семьдесят  граммов,  но...  пятьдесят лет  назад.
Постоянное местожительство шемаи — исключительно реки Черного, Азовского и Каспийского бассейнов, но в позапрошлом столетии она была обнаружена в Аральском море и его реках. На Днепре шемаю еще называют подкрыжным синцом (то есть подледным, который идет метать икру до вскрытия льда).
Специалисты различают днепровско-азовскуго, черноморскую (или дунайскую), аральскую, крымскую, батумскую шемайку. В озере Ван у нее свое имя — тарех. Но все это — шемая, шахман.
В конце прошлого века «царскую рыбу» добывали в значительных количествах в Азовском море, Кубани, Дону. Ежегодно в сетях оказывалось до двух миллионов экземпляров, или свыше восьмисот тысяч килограммов. В конце 20-х годов — пятнадцать-тридцать тысяч штук, или двадцать-сорок центнеров. На Дону ее брали неводами как прилов, она шла в пищу самим ловцам. Да и в наше время практически весь улов шемаи втихую  забирают   рыбаки-промысловики.
Нерестовый ход у шемаи в Кубани — осенью,  а в Дону  —  зимой   и  ранней  весной.   Рыбки   одеваются  в брачный наряд: у самцов на голове появляются мелкие шипы, а у самок заметно удлиняется нижняя челюсть, на конце которой вырастает бугорок. После нереста брачный наряд исчезает. Шемая способна прервать нерест, если мутнеет вода, и дождаться ее осветления, поэтому она может метать икру порциями, в два-три приема, с конца апреля до последних чисел июня. А вот в Кубани икряная шемайка попадается на крючок даже в середине августа. Местные рыбаки объясняют такую задержку нереста поздним таянием снега и ледников в горах, водой которых питается Кубань. Именно холодная вода становится для рыбок сигналом  к  временному  прекращению  икрометания.
Икринки покрыты клейкой слизью и прочно пристают к камешкам и прямо ко дну. Зародыш развивается одиннадцать суток при температуре шестьнадцать-восемьнадцать градусов тепла. У личинок и мальков шемаи, как и рыбца, сильна боязнь света: они старательно прячутся в укромные места, под камешки, в расщелины, словом, ищут уголок потемней, подальше от хищных глаз, потому, может, и выживают. Маленькие рыбки начинают скатываться в низовья поздно, идут медленно всю зиму до ранней весны.
Но вот беда: из-за интенсивного, если не сказать браконьерского, лова очень немного селявы возвращается домой, в море. Стало ясно, что «царская рыба» нуждается в спасении. Один из путей опробован в Сенгелеевском водохранилище, что на Ставрополье. Туда более пятидесяти лет  назад  из  Горяче-Ключевского   рыбцово-шемайнного питомника было перевезено и выпущено около ста тысяч личинок. Пресноводная форма азовской шемаи обжила водоем. Уже из Сенгелеевского водохранилища селява переселилась в реку Егорлык, водоемы Ново-Троицкий, Егорлыкский, Отказненскнй.
В одно время наблюдалось некоторое увеличение численности шемаи на Верхнем Дону, что ученые объясняют появлением в Цимлянском водохранилище хотя и небольшого, но местного стада этой рыбы. 

2 комментария:

  1. Могу сказать что в течении последних 15 лет мне попалось 3 экз. шемаи в реке Быстрая Сосна притоке Дона. Пока сам я не слышал о ее ловле в верховьях Дона. Не знаю как здесь прикрепить фото.Оно в наличии.

    ОтветитьУдалить
  2. Я довольно часто ловлю эту рыбу в р.Икорец Воронежской области и с самом Дону тоже.

    ОтветитьУдалить