Синец

Эту рыбу легко отличить от ее сородичей — лещей по синеватому наряду. Оттого и прозвали синцом, синь­гой,  или,  по-местному, сапой.
Сверху рыба синяя - с нежным зеленоватым отливом, а бока и брюшко серебрятся белизной с едва улови­мыми желтоватым и красноватым оттенком. Блед­но-серые непарные плавники оторочены темной полос­кой, а грудные — золотисто-желтые с приглушенной черной каймой. В брачный период самцы покрываются черными бугорками. Отличает сапу от леща еще и мелкая чешуя, и сильно сплющенный хвост, и длинные задние плавники.
Если вяленого синца посмотреть на солнце, то можно увидеть, что он просвечивается насквозь, — так он насыщен янтарным жиром! О вкусах не спорят, но синьга на столе может поспорить с самим рыбцом: надо обладать только мастерством ее засола и вяления.
Обычно синец бывает длиной до тридцати сантиметров и весом, около четырехсот граммов. Но вот в Цимлянском водохранилище, хоть и редко, но попадаются особи весом граммов на шестьсот-восемьсот!
Живет сапа в Азовском море, в Дону, заходит в его притоки, держится и в искусственных водохранилищах, не боится солоноватой воды, но весьма редко встречается даже в проточных озерах и старицах. Хотя казаки довольно часто ловят сапу в пойменных озерах Придонья: Островном, Круглом, Клешне, Кукуе... И все же, надо полагать, и это является исключением: просто бывают годы, когда вместе с половодьем синьга заходит в озера, но наступает резкий спад воды — и рыба не успевает скатиться в Дон и становится озерной пленницей. Правда, по наблюдениям местных рыбаков, бывает и так, что когда сапа отмечет икру и уходит из озер и лиманов, часть малька остается жить на месте рождения, но в этом случае мелюзга, как правило, растет очень медленно, чувствует себя угнетенно, особенно жарким душным летом.
По своей плодовитости во время нереста синец несколько уступает лещу, но средняя самка может выметать более семидесяти тысяч икринок. Нерест длится обычно с конца мая и до середины июня. Икру самка откладывает на растения, там же подвешиваются и вылупившиеся личинки. Все вроде бы продумано, но нередко случается беда: подует ночью сильный верховой ветер, сгонит воду, обмелеют реки, ерики, протоки, обнажатся прибрежные камыши и заросли чакана и куги, а на них — мириады икринок. Ветер и солнце их быстро высушат, и из них никогда уже не выклюнутся личинки сапы. Да разве только ее! Много гибнет при отливах  икринок  и других   рыб.
Однако повинны не только восточные ветры, но и беспорядочный сброс воды из Цимлянского водохранилища, что в разгар нереста наносит непоправимый урон рыбным стадам. Вот и приходится создавать в гирлах Дона специальные регулируемые нерестилища, где шлюзы помогают поддерживать необходимый для нереста рыб уровень воды.
Нередко сапа зимует в ямах вместе с красной рыбой, но лежит не так плотно и при низовке начинает вяло бродить по реке, и как бы нехотя, подниматься вверх  по течению.
Синец — рыба промысловая, но и любителям доставляет немалое удовольствие, хотя поймать его на удочку может не всякий: нужны опыт и сноровка.

Комментариев нет:

Отправить комментарий